Корпоративные провалы
Основные ожидания
Глобальные силы
Концептуальная книга
Основные усилия компания
Растущий объем исследований
Бизнес-модель компании eBay
Эффективные способы
Определенные проблемы
Общее количество посетителей
Модернизации поиска обуви
Примеры и ситуации для анализа
Рекомендации по эффективному изучению корпоративной стратегии
Серия Стратегическое управление
Введение

Экономические реформы, последовавшие за распадом Советского Союза, смягчили ограничения на импорт соков, что позволило иностранным компаниям оккупировать значительную часть российского рынка соков. Однако финансовый кризис 1998 года вынудил многих из них покинуть Россию, а отечественные производители существенно сократили либо полностью прекратили выпуск соков. Начало нового тысячелетия было отмечено существенным ростом продаж этого продукта питания. Согласно информации от Tetra Рак в одном только 2001 году российский рынок соков вырос на 65% (рис. С.1). К 2003 году около 95% рынка соков было занято отечественными производителями, а оставшуюся часть представляли импортные соки премиум-класса.

Сектор молочных продуктов в России в начале 1990-х годов был сконцентрирован в городах и областях. Типичный товарный ассортимент обычного молочного магазина включал традиционные продукты: молоко в пакетах, кефир, сметана, сливочное масло, сливки и творог. Технологии упаковки не обеспечивали длительного срока хранения молочных продуктов, поэтому производство должно было размещаться недалеко от источника исходных продуктов и потребителей.

Обзор молочной промышленности

Производителям, которые могли расширить товарный ассортимент, а также обеспечить больший срок хранения и благодаря этому охватить более широкие рынки, свободная рыночная экономика предлагала множество возможностей для успешного бизнеса.

Однако самым слабым звеном в сети поставок стала поставка сырого молока. Державшиеся несколько лет высокие цены на топливо и зерно, а также общая низкая эффективность сельскохозяйственного производства привели к сокращению поголовья домашнего скота (в некоторых регионах почти вдвое); результатом стало значительное падение объема производства и качества молока. Широко распространенная среди областных молокоперерабатывающих заводов (МПЗ) практика поиска поставщиков, расположенных более чем за 500 км от места производства, привела к росту цены конечного продукта, неполной загрузке перерабатывающих мощностей и низкой эффективности производства. Стабильный спрос на молочные продукты в конце 1990-х годов создал для производителей проблему слабой ресурсной базы, которая стала критическим конкурентным фактором.

Другими факторами конкуренции были доступ к финансовым ресурсам, более широкий товарный ассортимент и эффективное распространение. Независимо от того, какой путь выбирают производители – строить новые молокоперерабатываю-щие предприятия или модернизировать существующие, – продукты с высокой добавленной стоимостью, такие как йогурты и молочные десерты, требовали крупных инвестиций в производственное и упаковочное оборудование. Принимая во внимание экономическую ситуацию в стране и тот факт, что 35-80% семейного бюджета расходовались на питание, необходимость удерживать цены на низком уровне ставила перед производителями серьезные вопросы, а именно: контролировать затраты производства и распространения и выходить на более широкие рынки, особенно в регионах, где общая покупательная способность населения была намного ниже, чем в Москве, ставшей эпицентром конкурентной борьбы между WBD, Danone, Campina, Ehrmann и Parmalat.



© 2008 Все права защищены moyvklad.ru